Содержание:
В этом разделе рассмотрены типы и характеристики подводных лодок принимавших участие в боевых действиях в период Второй мировой войны
- Подводные лодки СССР
- Историческая справка
- Конструкция
- Артиллерийское вооружение
- Торпедное вооружение
- Оценка проекта
- Историческая справка
- Серия II
- Серия XI (II-бис)
- Серия XIII
- Серия XIII-1938 (XIII-бис)
- Потопленные корабли
- Историческая справка
- Серия III
- Серия V
- Серия V-бис
- Серия V-бис-2
- Серия X
- Серия X-бис
- Историческая справка
- Историческая справка
- Серия VI-бис
- Серия VI
- Серия XII (проект 40)
- Серия XV (проект 96)
- Историческая справка
- Серия IX
- Серия IX-бис
- Серия XVI
- Историческая справка
- Серия XIV
- Двигатели
- Гидролокаторы - Гидрофоны
- Радары
- Радиостанции
- Типы торпед
- Парогазовая торпеда 45-36
- Парогазовая торпеда 53-27
- Парогазовая торпеда 53-38
- Парогазовая торпеда 53-38У
- Парогазовая торпеда 53-39
- Парогазовая торпеда ЭТ-80
- Типы мин
- Якорная подлодочная мина ПЛТ (ПЛТ-Г)
- Плавающая контактная мина ПЛТ-2
- Якорная контактная мина ЭП (ЭП-Г)
- Типы палубных орудий
- 102-мм артиллерийская установка Б-2
- 100-мм артиллерийская установка Б-24 (Б-24-IIс, Б-24-ПЛ)
- 76-мм артиллерийская установка Ф-35
- 45-мм артиллерийская установка 21-К
- 40-мм автоматическая артиллерийская установка "Bofors"
- 37-мм автоматическая зенитная пушка 11-К
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА Д «Декабрист»
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА Л «Ленинец»
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА Щ «Щука»
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА П «Правда»
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА М «Малютка»
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА С «Средняя»
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА К «Крейсерская»
- ОБОРУДОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
- ВООРУЖЕНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
- ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
- МИНЫ
- ПАЛУБНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
- Подводные лодки Германии
- Историческая справка
- Историческая справка
- Конструкция
- CV-707 (ПРОТОТИП)
- Тип IIA
- Тип IIB
- Тип IIC
- Тип IID
- Особенности применения подводных лодок II серии
- Историческая справка
- Конструкция
- Тип VIIA
- Тип VIIB
- Тип VIIC
- Тип VIIC/41
- Тип VIIC/42
- Тип VIIA/43
- Тип VIID
- Тип VIIE
- Тип VIIF
- Особенности применения подводных лодок VII серии
- Историческая справка
- Конструкция
- Тип IXA
- Тип IXB
- Тип IXС
- Тип IXС/40
- Тип IXD1
- Тип IXD1 (Грузовой)
- Тип IXD2
- Тип IXD/42
- Особенности применения подводных лодок IX серии
- Историческая справка
- Историческая справка
- Историческая справка
- Wa201 и Wk202
- Конструкция
- Тип XVIIB
- Принцип действия двигателя с турбиной вальтера
- Историческая справка
- Конструкция
- Историческая справка
- Конструкция
- Двигатели
- Шноркель
- Счетно-решающий прибор
- Шифровальная машина "ЭНИГМА"
- Гидролокаторы - Гидрофоны
- Радары
- Детекторы радарного излучения
- Радиостанции
- "Крапивник"
- "Крапивник-II"
- Типы палубных орудий
- 8,8cm SK C/35
- 10,5cm SK C/32
- Типы зенитных орудий
- 2,0cm Flak 30
- 3,7cm Flak M42
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - I СЕРИИ
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - II СЕРИИ
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - VII СЕРИИ
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - IX СЕРИИ
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - X СЕРИИ
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - XIV СЕРИИ
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - XVII СЕРИИ
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - XXI СЕРИИ
- ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - XXIII СЕРИИ
- ОБОРУДОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
- ВООРУЖЕНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
- АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ
- ПАЛУБНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
- ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
- Подводные лодки США
- Этот раздел в стадии разработки.
Источники:
Книга «Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.» Емельянов Л. А.Книга «Подводные асы Гитлера. Волчьи стаи» Гордон Уилльямсон
Книга «Стальные акулы Гитлера. Серия VII» Морозов М.Э., Нагирняк В.А.
www.ru.wikipedia.org
www.submarine-at-war.ru
www.u-boote.ru
www.subsim.com


ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА Д«Декабрист»

Обозначение | Название | Место постройки | Спуск на воду | Окончание службы |
---|---|---|---|---|
Д-1 | «Декабрист» | Балтийский завод им. Орджоникидзе, Ленинград | 3 ноября | Погибла при невыясненных обстоятельствах 13 ноября 1940 г. в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки. |
Д-2 | «Народоволец» | Балтийский завод им. Орджоникидзе Ленинград | 1929 год | Списана в 1958 году, сохранена как музейный корабль Санкт-Петербурге |
Д-3 | «Красногвардеец» | Балтийский завод им. Орджоникидзе Ленинград | 12 июля | Участвовала в Великой Отечественной Войне, совершила 9 боевых походов, потопила 6 транспортных и 1 боевой корабль. Погибла в июне 1942 года в районе Тана-фьорд м. Нордкин Норвегия. |
Д-4 | «Революционер» | Завод Марти Николаев | 1929 год | Участвовала в Великой Отечественной Войне, совершила 18 боевых походов, потопила 3 транспортных корабля противника. Участвовала в обороне Севастополя, доставив свыше 300 тонн грузов в осажденный город. Погибла в декабре 1943 года от глубинных бомб в Каламитском заливе. |
Д-5 | «Спартаковец» | Завод Марти Николаев | 1929 год | Списана в 50-х годах |
Д-6 | «Якобинец» | Завод Марти Николаев | 1929 год | Повреждена при бомбардировке доков Севастополя 12 ноября 1941, где находилась на ремонте; взорвана по приказу командования экипажем 26 июня 1942 года |
Конструкция

Первый отсек

Второй отсек
Третий отсек
Четвёртый отсек

Пятый отсек

Аккумуляторный, жилой. Гирокомпас.
Шестой отсек

Седьмой отсек

Артиллерийское вооружение

Торпедное вооружение

Оценка проекта
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА Л «Ленинец»

Серия II
Обозначение | Название | Завод | Заложена | Спущена на воду | Подписание приёмного акта | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|---|
Л-1 | «Ленинец» | № 189 | 6 сентября 1929 | 28 февраля 1931 | 22 октября 1933 | 7 июля 1945 списана |
Л-2 | «Сталинец» | № 189 | 6 сентября 1929 | 21 мая 1931 | 24 октября 1933 | 15 ноября подорвалась на мине |
Л-3 | «Фрунзенец» | № 189 | 6 сентября 1929 | 8 августа 1931 | 5 ноября 1933 | 15 февраля 1971 |
Л-4 | «Гарибальдиец» | № 198 | 1930 | 31 августа 1931 | 8 октября 1933 | 17 февраля 1956 |
Л-5 | «Чартист» | № 198 | 15 марта 1930 | 5 июня 1932 | 30 октября 1933 | 29 декабря 1955 |
Л-6 | «Карбонарий» | № 198 | 15 апреля 1930 | 3 ноября 1932 | 9 мая 1933 | 5 июня 1944 потоплена |
Серия XI (II-бис)
Серия XI:
Обозначение | Название | Завод | Заложена | Спущена на воду | Подписание приёмного акта | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|---|
Л-7 | «Ворошиловец» | № 189 — № 202 | 10 апреля 1934 | 15 мая 1935 | 10 декабря 1936 | разобрана в 1956 году |
Л-8 | «Дзержинец» | № 189 — № 202 | 10 апреля 1934 | 10 сентября 1935 | 29 декабря 1936 | разобрана в 1973 году, рубка сохранена как памятник Л-19 |
Л-9 | «Кировец» | № 189 — № 202 | 1 июня 1934 | 25 августа 1935 | 29 декабря 1936 | разобрана в 1959 году |
Л-10 | «Менжинец» | № 198 — № 202 | 10 июня 1934 | 18 декабря 1936 | 12 декабря 1937 | разобрана в 1959 году, рубка сохранена как памятник Л-16 |
Л-11 | «Свердловец» | № 198 — № 199 | 10 июня 1934 | 4 декабря 1936 | 5 ноября 1938 | разобрана в 1959 году |
Л-12 | «Молотовец» | № 198 — № 199 | 10 июня 1934 | 7 ноября 1936 | 10 декабря 1938 | разобрана в 1983 году |
Серия XIII
Серия XIII:
Обозначение | Завод | Заложена | Спущена на воду | Подписание приёмного акта | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|
Л-13 | № 189 — № 202 | 25 апреля 1935 | 2 августа 1936 | 2 октября 1938 | 1958 |
Л-14 | № 189 — № 202 | 25 апреля 1935 | 20 декабря 1936 | 10 октября 1938 | с 1959 учебная, расформирована в 1984 |
Л-15 | № 198 — № 202 | 5 ноября 1935 | 26 декабря 1936 | 6 ноября 1938 | расформирована в 1956 |
Л-16 | № 198 — № 202 | 5 ноября 1935 | 9 июля 1937 | 9 декабря 1938 | 11 октября 1942 торпедирована I-25 |
Л-17 | № 198 — № 202 | 25 января 1935 | 5 ноября 1937 | 5 июня 1939 | c 1954 учебная, УТС-84 |
>Л-18 | № 189 — № 202 | 30 декабря 1935 | 12 мая 1938 | 24 сентября 1939 | с 1958 учебная, УТС-85 |
Л-19 | № 189 — № 202 | 26 декабря 1935 | 25 мая 1938 | 4 ноября 1939 | погибла в Японском море в августе 1945 |
Серия XIII-1938 (XIII-бис)
Серия XIII-1938:
Обозначение | Завод | Заложена | Спущена на воду | Подписание приёмного акта | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|
Л-20 | № 189 — № 402 | 10 июня 1938 | 14 апреля 1940 | 28 августа 1942 | 28 января 1958, потоплена при испытаниях ядерного оружия на Новой Земле |
Л-21 | № 189 | 30 сентября 1938 | 30 июля 1940 | 11 августа 1943 | 29 декабря 1955 |
Л-22 | № 189 — № 402 | 29 сентября 1938 | 25 сентября 1939 | 28 августа 1942 | 21 мая 1959 |
Л-23 | № 198 | 17 октября 1938 | 22 июня 1941 | 31 октября 1941 | погибла в январе 1944 года по неизвестной причине |
Л-24 | № 198 | 20 октября 1938 | 17 декабря 1940 | 29 апреля 1942 | 29 декабря 1942 погибла на мине |
Л-25 | № 198 | 23 октября 1938 | 26 февраля 1941 | строительство не закончено | 19 декабря 1944 затонула при буксировке |
Потопленные корабли
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА Щ «Щука»

Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:
Проект | Год | Количество |
---|---|---|
Серия III | 1932 | 4 лодки |
Серия V | 1933 | 12 лодок |
Серия V-бис | 1933 | 13 лодок |
Серия V-бис-2 | 1933 | 14 лодок |
Серия X | 1935 | 32 лодки |
Серия X-бис | 1938 | 11+2 лодки |
- «Щ-1xx» — Тихоокеанский флот,
- «Щ-2xx» — Черноморский флот,
- «Щ-3xx» — Балтийский флот,
- «Щ-4xx» — Северный флот.
Серия III
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Щ-301 | до 15.09.34 «Щука» | 5 февраля, Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 декабря, Балтийский завод № 189, Ленинград | 11 октября | 28 августа 1941 | Подорвалась на минах |
Щ-302 | до 15.09.34 «Окунь» | 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград | 6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград | 11 октября 1933 | 11-14 ноября 1942 | Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах |
Щ-303 | до 15.09.34 «Ёрш» | 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград | 6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград | 15 ноября 1933 | списана в 50-х годах | |
Щ-304 | «Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец» | 23 февраля 1930, Красное Сормово № 112, Н.Новгород | 2 мая 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград | 15 августа 1934 | 29 октября 1942 | Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах |
Серия V
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|
Щ-101 | до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» | 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | 25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток | 22 сентября 1933 | 2 июня 1952 |
Щ-102 | до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» | 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград | 19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 22 сентября 1933 | 17 августа 1953 |
Щ-103 | до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» | 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград | май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток | 27 октября 1933 | 15 июня 1939 |
Щ-104 | до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» | 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток | 5 ноября 1933 | 17 августа 1953 |
Щ-105 | до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» | 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | август 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 5 ноября 1933 | 17 августа 1953 |
Щ-106 | до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» | 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград | май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток | 26 ноября 1933 | 27 декабря 1956 |
Щ-107 | до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» | 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград | май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток | 27 ноября 1933 | 26 июня 1954 |
Щ-108 | до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» | 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 21 декабря 1933 | 10 сентября 1952 |
Щ-109 | до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» | 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград | август 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 апреля 1934 | 17 августа 1953 |
Щ-110 | до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» | 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград | октябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 мая 1934 | 11 сентября 1954 |
Щ-111 | до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» | 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 11 сентября 1934 | 17 августа 1953 |
Щ-112 | до 15.09.34 «Пескарь» | 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | апрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 11 сентября 1934 | 17 августа 1953 |
Серия V-бис
Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|
Щ-113 | до 15.09.34 «Стерлядь» | 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград | 12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 11 сентября 1934 | 11 сентября 1954 |
Щ-114 | до 15.09.34 «Севрюга» | 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград | 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 11 сентября 1934 | 12 декабря 1955 |
Щ-115 | до 15.09.34 «Скат» | 19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 10 октября 1934 | 11 сентября 1954 |
Щ-116 | до 15.09.34 «Осётр» | 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград | 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 11 января 1935 | 11 сентября 1954 |
Щ-117 | до 15.09.34 «Макрель» | 9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | 15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 декабря 1934 | 15 декабря 1952 |
Щ-118 | до 15.09.34 «Кефаль» | 10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 декабря 1934 | 17 февраля 1956 |
Щ-119 | до 15.09.34 «Белуга» | 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград | 7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 2 февраля 1935 | 17 февраля 1956 |
Щ-120 | до 15.09.34 «Навага» | 2 апреля 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград | июнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 30 января 1935 | 17 февраля 1956 |
Щ-201 | до 15.09.34 «Сазан» | 14 августа 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград | 3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 5 августа 1935 | 29 декабря 1955 |
Щ-202 | до 15.09.34 «Сельдь» | 3 сентября 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград | 25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 3 сентября 1935 | 17 февраля 1956 |
Щ-203 | до 15.09.34 «Камбала» | 10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 4 сентября 1935 | 26 августа1943 |
Щ-305 | до 15.09.34 «Линь» | ноябрь 1932-го, им.А.Марти № 194, Ленинград | 31 декабря 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград | 3 декабря 1934 | 5 ноября 1942 |
Щ-308 | до 15.09.34 «Сёмга» | 10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Н.Новгород | 28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Н.Новгород | 14 ноября 1935 | 20 октября 1942 |
Серия V-бис 2
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|
Щ-121 | до 15.09.34 «Зубатка» | 20 декабря 1933, им. А.Марти № 194, Ленинград | 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля 1935 | 26 июня 1954 |
Щ-122 | до 15.09.34 «Сайда» | 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля 1935 | 26 июня 1954 |
Щ-123 | до 15.09.34 «Угорь» | 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград | 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля 1935 | 26 июня 1954 |
Щ-124 | до 15.09.34 «Палтус» | 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 29 сентября 1935 | 26 июня 1954 |
Щ-125 | до 15.09.34 «Муксун» | 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград | 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 15 мая 1936 | 17 августа 1953 |
Щ-204 | до 15.09.34 «Минога» | 15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград | 31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 30 декабря 1935 | 6 декабря 1941 |
Щ-205 | до 15.09.34 «Нерпа» | 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 ноября 1936 | 11 сентября 1954 |
Щ-206 | до 15.09.34 «Нельма» | 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 14 августа 1936 | 9 июля 1941 |
Щ-207 | до 15.09.34 «Касатка» | 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 ноября 1936 | 11 сентября 1954 |
Щ-306 | до 15.09.34 «Пикша» | 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 августа 1935 | 13 ноября 1942 |
Щ-307 | до 15.09.34 «Треска» | 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 августа 1935 | 23 апреля 1948 |
Щ-309 | до 15.09.34 «Дельфин» | 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький | 14 ноября 1935 | 3 марта 1949 |
Щ-310 | до 15.09.34 «Белуха» | 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький | 20 августа 1936 | 17 августа 1953 |
Щ-311 | до 15.09.34 «Кумжа» | 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький | 21 августа 1936 | 12 октября 1942 |
Серия X
Серия X-бис
Обозначение | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы |
---|---|---|---|---|
Щ-135 | 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток | 1 сентября 1941 | 3 апреля 1958 |
Щ-136 | 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | >27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток | 5 сентября 1941 | 3 апреля 1958 |
Щ-137 | 31 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 ноября 1941 | 3 апреля 1958 |
Щ-138 | 28 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток | 30 декабря 194 | 18 июля 1942 |
Щ-216 | 23 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 августа 1941 | 16 февраля 1944 |
Щ-405 | 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград | 7 июня 1941 | 13 июня 1942 |
Щ-406 | 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград | 7 июня 1941 | 1 июня 1943 |
Щ-407 | 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград | 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград | 10 сентября 1941 | 17 февраля 1956 |
Щ-408 | 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград | 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград | 10 сентября 1941 | 24 мая 1943 |
Щ-411 | 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград | 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград | 21 июля 1945 | 29 марта 1957 |
Щ-412 | 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград | 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград | 21 июля 1945 | 15 августа 1946 |
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА П «Правда»

Название лодки | заводской номер | закладка | спуск на воду | вступление в строй | списание |
---|---|---|---|---|---|
П-1 «Правда» | 218 | 21 мая 1931 | 30 января 1934 | 9 июня 1936 | сентябрь 1941 |
П-2 «Звезда» | 219 | 19 декабря 1931 | 15 февраля 1935 | 9 июня 1936 | 20 июня 1956 |
П-3 «Искра» | 220 | 19 декабря 1931 | 4 декабря 1934 | 9 июля 1936 | 2 июня 1952 |
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА М «Малютка»

Серия VI
Серия VI-бис
Серия XII (проект 40)
Серия XV (проект 96)
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА С «Средняя»

Серия IX
Серия IX состояла из трёх субмарин, С-1, С-2 и С-3, которые были построены в 1934-38 годах. В течение Советско-финской войны 1939—1940 годов эти лодки совершили по два похода, во время которых было произведено суммарно две торпедные атаки. Артиллерией потоплен один транспорт и сбит один самолёт. «С-2» погибла в январе 1940 года на финской мине. 7 февраля 1940 года «С-1» награждена Орденом Красного Знамени.
Название | Завод | Заводской № | Заложена | Спуск на воду | Окончание строительства | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|---|
С-1 (Н-1) | № 189 | 266 | 25 декабря 1934 | 8 августа 1935 | 23 сентября 1936 | Взорвана экипажем 23 июня 1941 |
С-2 (Н-2) | № 189 | 267 | 31 декабря 1934 | 21 декабря 1935 | 23 сентября 1936 | Подорвалась на мине 3 января 1940 |
С-3 (Н-3) | № 189 | 268 | 25 апреля 1935 | 30 апреля 1936 | 13 июля 1938 | Потоплена 24 июня 1941 |
Серия IX-бис
Серия IX-бис состояла из 41 субмарины. Лодки этой серии строились с 1936 по 1948 год. От лодки к лодке вносились всё новые улучшения, не имевшие глобального характера, но обусловившие некоторые различия в характеристиках кораблей.
Название | Завод | Заводской № | Заложена | Спуск на воду | Окончание строительства | Окончание службы |
---|---|---|---|---|---|---|
С-4 | № 189 | 277 | 3 января 1936 | 17 сентября1936 | 27 ноября 1939 | потоплена таранным ударом 4 января 1945 |
С-5 | № 189 | 278 | 28 декабря 1935 | 16 мая 1936 | 27 ноября 1939 | погибла на мине 28 августа 1941 |
С-6 | № 189 | 279 | 28 декабря1935 | 31 марта 1936 | 27 ноября 1939 | погибла у шведского острова Эланд в результате подрыва на немецкой мине август 1941 |
С-7 | № 112 | 236 | 14 декабря1936 | 5 апреля 1937 | 7 августа 1940 | потоплена финской субмариной Весихииси 21 октября 1942 |
С-8 | № 112 | 237 | 14 декабря 1936 | 5 апреля 1937 | 28 июля 1940 | погибла у шведского острова Эланд в результате подрыва на немецкой мине октябрь 1941 |
С-9 | № 112 | 241 | 20 июня 1937 | 20 апреля 1938 | 22 декабря 1940 | погибла на мине август 1943 |
С-10 | № 112 | 242 | 10 июня 1937 | 20 апреля 1938 | 31 декабря 1940 | погибла на мине 28 июня 1941 |
С-11 | № 112 | 245 | 20 октября 1937 | 24 апреля 1938 | 18 июля 1941 | погибла на мине 2 августа 1941 |
С-12 | № 112 | 246 | 20 октября 1937 | 24 апреля1938 | 30 июля 1941 | пропала без вести август 1943 |
С-13 | № 112 | 263 | 19 октября 1938 | 25 апреля 1939 | 14 августа 1941 | списана 17 декабря 1956 |
С-14 | № 112 | 264 | 29 сентября 1938 | 25 апреля 1939 | 3 июня 1942 | списана 9 февраля 1978 |
С-15 | № 112 | 271 | 10 августа 1939 | 24 апреля 1940 | 21 января 1943 | списана 20 июня 1956 |
С-16 | № 112 | 272 | 10 августа1939 | 24 апреля 1940 | 10 февраля 1944 | списана 18 марта 1958 |
С-17 | № 112,№ 402 | 273 | 10 августа 1939 | 24 апреля 1940 | 20 мая 1945 | списана 12 марта 1958 |
С-18 | № 112 | 274 | 10 августа 1939 | 25 апреля 1940 | 10 июня 1945 | списана 18 сентября 1958 |
С-19 | № 196, № 638 | 132 | 30 сентября 1939 | 14 марта 1941 | 23 февраля 1944 | затонула при ядерных испытаниях 10 октября 1957 |
С-20 | № 196, № 638 | 133 | 30 сентября 1939 | 14 марта 1941 | 25 февраля 1944 | потоплена после ядерных испытаний 10 октября 1957 |
С-21 | № 196, № 638 | 134 | 31 декабря 1939 | 25 апреля1941 | 3 апреля 1946 | списана 27 ноября 1959 |
С-22 | № 112 | 295 | 25 июня 1940 | 2 мая 1941 | 28 мая 1946 | списана 30 января 1967 |
С-23 | № 112 | 296 | 25 июня 1940 | 2 мая 1941 | 10 августа 1947 | списана 15 сентября 1960 |
С-24 | № 112 | 297 | 25 июня 1940 | 2 мая 1941 | 19 декабря 1947 | расформирована в КНР 1970-е |
С-25 | № 112 | 298 | 25 июня 1940 | 2 мая 1941 | 9 мая 1948 | расформирована в КНР 1970-е |
С-26 | № 112 | 299 | 25 июня 1940 | 2 мая 1941 | 28 ноября 1948 | списана 5 февраля 1973 |
С-31 | № 198 | 347 | 5 октября 1937 | 22 февраля1939 | 25 июня 1940 | списана 14 марта 1975 |
С-32 | № 198 | 348 | 15 октября 1937 | 27 апреля1939 | 25 июня 1940 | потоплена авиацией 26 июня 1942 |
С-33 | № 198 | 349 | 16 ноября 1937 | 30 мая 1939 | 22 декабря 1940 | списана 15 сентября 1960 |
С-34 | № 198 | 350 | 29 ноября 1937 | 2 сентября1939 | 1 мая 1941 | погибла на мине 8-14 ноября 1941 в 15 милях от Варны |
С-35 | № 198 | 360 | 23 февраля1940 | 17 июля 1941 | 13 февраля 1948 | списана 15 марта 1962 |
С-36 | № 198 | 361 | 23 февраля 1940 | не достраивалась | — | — |
С-37 | № 198 | 362 | 28 ноября 1940 | не достраивалась | — | — |
С-38 | № 198 | 363 | 22 февраля1941 | не достраивалась | — | — |
С-51 | № 189, № 202 | 284 | 24 марта 1937 | 30 августа1940 | 16 декабря 1941 | списана 11 февраля 1972 памятник в Гремихе |
С-52 | № 189, № 202 | 285 | 29 апреля 1937 | 30 августа1940 | 27 июня 1943 | расформирована в КНР 1970-е |
С-53 | № 189, № 202 | 286 | 28 сентября 1938 | 30 октября 1941 | 7 февраля 1943 | расформирована в КНР 1970-е |
С-54 | № 189, № 202 | 403 | 24 ноября 1936 | 5 ноября 1938 | 15 января 1941 | погибла на мине март 1944 |
С-55 | № 189, № 202 | 404 | 24 ноября 1936 | 27 ноября1939 | 1 августа 1941 | погибла на мине декабрь 1943 |
С-56 | № 189, № 202 | 405 | 24 ноября 1936 | 25 декабря 1939 | 31 октября 1941 | памятник во Владивостоке 9 мая 1975 |
С-101 | № 112 | 243 | 20 июня 1937 | 20 апреля 1938 | 29 декабря 1940 | списана 17 февраля 1956 |
С-102 | № 112 | 244 | 20 июня 1937 | 20 апреля 1938 | 29 декабря 1940 | списана 30 января 1967 |
С-103 | № 112 | 265 | 13 сентября 1938 | 25 апреля 1939 | 9 июля 1942 | списана 29 декабря 1955 |
С-104 | № 112 | 266 | 4 сентября 1938 | 25 апреля 1939 | 27 сентября 1942 | списана 6 октября 1958 |
Серия XVI
18 лодок строились цельносварными по проекту серии XVI (проект 97), но к началу войны все они находились на ранних стадиях строительства и ни одна из этих лодок не была достроена.
Название | Завод | Заводской № | Заложена | Окончание строительства |
---|---|---|---|---|
С-27 | № 112 | 300 | 31 декабря 1940 | не достраивалась |
С-28 | № 112 | 312 | март 1941 | не достраивалась |
С-29 | № 112 | 313 | март 1941 | не достраивалась |
С-30 | № 112 | 314 | март 1941 | не достраивалась |
С-39 | № 189 | не достраивалась | ||
С-40 | № 189 | не достраивалась | ||
С-41 | № 189 | не достраивалась | ||
С-42 | № 189 | не достраивалась | ||
С-43 | № 189 | не достраивалась | ||
С-44 | № 189 | не достраивалась | ||
С-45 | № 196 | 145 | начало 1941 | не достраивалась |
С-46 | № 196 | 146 | начало 1941 | не достраивалась |
С-47 | № 196 | 154 | 20 апреля 1941 | не достраивалась |
С-48 | № 196 | 155 | 20 апреля 1941 | не достраивалась |
С-49 | № 196 | 156 | июнь-июль 1941 | не достраивалась |
С-58 | № 198 | 371 | 22 апреля 1941 | не достраивалась |
С-59 | № 198 | 372 | 22 апреля 1941 | не достраивалась |
С-60 | № 198 | 373 | 22 апреля 1941 | не достраивалась |
С-61 | № 198 | — | не закладывалась | — |
С-62 | № 198 | — | не закладывалась | — |
С-63 | № 198 | — | не закладывалась | — |
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ - ТИПА К «Крейсерская»

- Атаковать боевые корабли и силы десанта противника при действиях в одиночку, группой и совместно с надводными силами в открытом море и океане.
- Действовать на коммуникациях в отдалённых районах.
- Нести разведывательную и позиционную службу.
- Проводить диверсионные операции (высадку разведывательных групп и действия на берегу).
- Быть в состоянии атаковать как торпедным оружием, так и выстановкой маневренных минных заграждений в ходе эскадренного боя по курсу вражеских кораблей.
Серия XIV
Подводные лодки типа «Крейсерская» | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Название | Завод | Заводской № | Заложена | Спуск на воду | Окончание строительства | Окончание службы |
Северный флот | ||||||
К-1 | № 194 | 451 | 27 декабря 1936 | 28 апреля 1938 | 16 декабря 1939 | пропала без вести в сентябре 1943 |
К-2 | 452 | 27 декабря 1936 | 28 апреля 1938 | 16 декабря 1939 | пропала без вести в сентябре 1942 | |
К-3 | 453 | 27 декабря 1936 | 31 июля 1938 | 27 ноября 1940 | пропала без вести в марте 1943 | |
К-21 | № 196 | 108 | 10 декабря 1937 | 16 августа 1939 | 30 ноября 1940 | снята с вооружения 11 сентября 1954 |
К-22 | 109 | 5 января 1938 | 4 ноября 1938 | 15 июля 1940 | пропала без вести в феврале 1943 | |
К-23 | 110 | 5 февраля 1938 | 28 апреля 1939 | 25 сентября 1940 | потоплена глубинными бомбами 12 мая 1942 | |
Балтийский флот | ||||||
К-51 | № 194 | 454 | 28 февраля 1938 | 30 июля 1939 | 17 ноября 1943 | снята с вооружения 29 декабря 1955 |
К-52 | 455 | 28 февраля 1938 | 5 июля 1939 | 11 октября 1942 | снята с вооружения 29 декабря 1955 | |
К-53 | 456 | 30 мая 1938 | 1 сентября 1939 | 31 июля 1943 | снята с вооружения 11 сентября 1954 | |
К-54 | № 189 | 288 | 30 апреля 1937 | 3 марта 1941 | недостроена, пущена на слом | |
К-55 | 289 | 29 апреля 1937 | 7 февраля 1941 | 25 декабря 1944 | снята с вооружения 11 сентября 1954 | |
К-56 | 290 | 17 октября 1937 | 29 декабря 1940 | 29 октября 1942 | затонула при ядерных испытаниях 10 октября 1957 |
Типы «КЭ» и «КУ»
ОБОРУДОВАНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
ДВИГАТЕЛИ

Дизели:
Характеристика | 42Б6 42БМ6 |
38В8 | 38К8 | 11Д | M10V | M6V | 47ЛН8 | 1Д | 9ДКР |
Год принятия в эксплуатацию | 1930 | 1933 | 1936 | 1943 | 1936 | 1936 | – | 1938 | 1940 |
Мощность, л.с. | 1100 | 685 | 800 | 600 | 2700 | 2000 | 2000 | 2000 | 4200 |
Частота вращения, об/мин | 450 | 600 | 600 | 600 | 465 | 465 | 475 | 470 | 400 |
Число тактов | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Направление вращения | правое и левое | правое | правое | правое | правое | правое | правое | правое и левое | правое и левое |
Число цилиндров | 6 | 8 | 8 | 6 | 10 | 6 | 8 | 8 | 9 |
Реверс | нет | нет | нет | нет | есть | есть | нет | нет | есть |
Наддув | нет | нет | нет | нет | нет | нет | механ. | Бюхи | нет |
Электродвигатели:
Наименование электродвигателя |
Год принятия в эксплуатацию |
Мощность номинальная, л.с. |
Обороты номинальные, об/мин |
ПГВ | 1930 | 480 | • |
ПГ-20 | 1930 | 525 | 340 |
ПГ 84/5+84/50 | 1933 | 650 | 340 |
ПГВ-8 | 1933 | 400 | 390 |
ПГ 60/34 | 1933 | 240 | 390 |
ПГ 84/95 | 1933 | 550 | 240 |
ПГ-21 | 1936 | 550 | 275 |
ПГ 72/35 | 1936 | 550 | 275 |
ПГ-12 | 1937 | 400 | 450 |
ПГ-9 | 1938 | 650 | 340 |
ПГ-11 | 1939 | 1200 | 235 |
ПГ-17 | 1943 | 218 | 385 |
Аккумуляторные батареи:

Характеристика | «АГ» | «Лебедь» | «ДК» | «Л-55» | «ЛС» | «Лебедь-Э» | «КСМ» | «МЛ» | ||||||||
Число элементов | 120 | 240 | 240 | 333 | 336 | 224 | 224 | 56 | ||||||||
Число групп | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 | ||||||||
Общий вес, т | 51 | 112 | 120 | 138 | 127 | 102 | 61,6 | 14,6 | ||||||||
Продолжительность разрядки, ч | 20 | 1 | 20 | 3 | 50 | 2 | 50 | 2 | 50 | 13 | 20 | 2 | 40 | 1 | 20 | 0,66 |
Разрядный ток, А | 300 | 2300 | 325 | 1600 | 155 | 2200 | 124 | 1750 | 105 | 1880 | 365 | 2160 | 225 | 3750 | 205 | 2130 |
Ёмкость, А·ч | 6000 | 2300 | 6400 | 4770 | 7750 | 4400 | 6200 | 3500 | 5670 | 2444 | 7300 | 4320 | 9000 | 3750 | 4100 | 1400 |
Удельная ёмкость, А·ч/кг | 14,14 | 5,41 | 13,77 | 10,27 | 15,50 | 8,81 | 14,34 | 8,11 | 13,42 | 6,48 | 16,02 | 9,51 | 16,78 | 6,82 | 15,76 | 5,39 |
Удельная энергия, Вт·ч/кг | 26,65 | 9,33 | 27 | 19,20 | 30,57 | 16 | 28,25 | 14,69 | 29,59 | 11,14 | 31,55 | 17,39 | 32,11 | 11,91 | 31 | 9,2 |
ГИДРОЛОКАТОРЫ-ГИДРОФОНЫ
• дальность шумопеленгования – 30-40 кабельтовых,
• дальность звукоподводной связи – 40-50 кабельтовых,
• погрешность определения дистанции – 1-2 % от расстояния,
• погрешность определения курсового угла в активном режиме – 5°,
• погрешность определения курсового угла в режиме шумопеленгования – 2°.
Флот | 1942 год | 1943 год | 1944 год | 1945 год |
СФ | «Щ-403», «К-3», «К-22» | «Л-20», «Л-22», «Л-15», «С-54», «С-55», «Щ-404», «С-102» |
«С-56», «Щ-402», «С-101», «С-19» |
«С-17» |
КБФ | – | «Л-3», «Щ-318», «Щ-407» | «Л-21», «С-4», «С-13», «Щ-303» |
«Д-2», «Щ-310», «С-18» |
ЧФ | – | – | «Щ-202», «Щ-205» | – |
ТОФ | – | – | «Л-8», «Л-11», «Л-12», «Л-14», «Л-17», «Л-19» |
«Л-7», «Л-9», «Л-18», «Щ-107», «Щ-108», «Щ-109», «Щ-110», «Щ-111», «Щ-112», «Щ-113», «Щ-114», «Щ-115», «Щ-121», «Щ-124», «Щ-136» |
Марка ГЛС |
Год принятия на вооружение |
Дальность действия, каб. | Погрешность определения координат цели | ||||
Эхо | ШП | ЗПС | по дистанции, % от дистанции |
по пеленгу в режиме «эхо», град |
по пеленгу в режиме ШП, град |
||
Type 129 («Дракон-129») |
1937 | 4-12 | 30-40 | 40-50 | 1-2 | 5 | 2 |
«Тамир-5Л» | 1945 | 8-12,5 | 25-60 | – | 3 | 3-4 | 2 |
РАДАРЫ
Марка РЛС |
Год принятия на вооружение |
Объекты обнаружения |
Рабочая частота, МГц / длина волны, см |
Мощность, кВт |
Дальность обнаружения, миль | Погрешность определения координат цели |
|
по дистанции, % от дистанции |
по пеленгу, град |
||||||
286M | 1940 | воздушные и морские |
214 / 140 | 10 | воздушная цель на высоте 5000 м – до 20 надводный корабль – 8 подводная лодка – 2,2 минимальная дистанция – 0,2 |
5 | ± 15 |
291W | 1942 | воздушные и морские |
214-240 / 140-125 | 80-100 | воздушная цель на высоте 3000 м – до 16 крейсер или большой транспорт – 4 |
± 1-4 | ± 2-5 |
РАДИОСТАНЦИИ

Подкласс ПЛ | Радиопередатчики | Радиоприёмники | Радиостанции | ||
«Шквал-Щ» | «Бухта» | «Дозор» | КУБ-4М или 45-ПК-1 | «Рейд» | |
большие и средние | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
малые | – | 1 | 1 | 1 | – |
Тип подводной лодки | Радиопередатчики | Радиоприёмники | Радиостанции | ||||
«Скат» | «Бриз-МК» | «Окунь» | «Гроза» | «Пурга» | «Вихрь» | «Рейд» | |
типа «К» | 1 | – | 1 | 1 | 1 | – | 1 |
типов «Д», «П», «С», «Щ» и «Л» | – | 1 | 1 | 1 | 1 | – | 1 |
типа «М» | – | 1 | – | – | – | 1 | – |
Передатчики
Тип | Подкласс ПЛ | Мощность, Вт | Диапазон, м | Дальность, миль | Род работы | ||
незатухающие колебания | тональный | телефонная связь | |||||
«Шквал-Щ» | большие и средние | 300-375 | 55-90 300-650 |
500 200 |
|||
«Бухта» | все | 60-90 | 30-120 | 300-500 | + | + | + |
«Шквал-М» | большие и средние | 400-600 | 35-120 400-2400 |
2000 350 |
+ | + | + |
«Щука» | все | 500-650 | 30-120 | 1000-2000 | + | + | + |
«Окунь» | все | 60-75 | 200-1200 | 80-100 | + | + | + |
«Скат» | большие | 1000-2000 | 20-120 | 2000-4000 | + | + | + |
«Бриз-МК» | малые | 60-180 | 20-200 | 350-500 | + | + | + |
«Бухта-И» | малые | 150-200 | 18-120 | 400 | + | + | + |
«Скат-И» | большие и средние | 400-1400 | 16-120 | 2000-2500 | + | + | + |
«Рейд» (приёмопередатчик) | большие и средние | 4-6 | 4,75-5,2 | 4-15 | – | + | + |
Приёмники
Тип | Подкласс ПЛ | Диапазон, м | Чувствительность, мкВ |
«Дозор» | все | 200-25000 | 15-20 |
КУБ-4М | все | 10-200 | 300-400 |
45-ПК-1 | большие и средние | 15-220 | 5-10 |
«Метель» | все | 15-200 | 10-20 |
«Гроза» | большие и средние | 200-25000 | 1-10 |
«Пурга» | большие и средние | 15-220 | 4-6 |
«Вихрь» | малые | 20-10000 | 6-12 |
ВООРУЖЕНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

ТИПЫ ТОРПЕД
Парогазовая торпеда 45-36

Образец |
45-36Н |
45-36НУ |
||
Калибр, мм |
450 |
450 |
||
Длина, мм |
5700 |
6000 |
||
Общий вес, кг |
935 |
1028 |
||
Вес заряда, кг |
200 |
285 |
||
Дальность хода, м при скорости хода, уз и мощности двигателя, л.с. |
3000 41 176 |
6000 32 92 |
3000 41 176 |
6000 32 92 |
Глубина хода, м |
0,5-14 |
0,5-14 |
||
Давление ВВД, атм |
190 |
190 |
||
Парогазовая торпеда 53-27
Образец | 53-27, 1-й тип | 53-27, 2-й тип |
Калибр, мм | 533 | |
Длина, мм | 6 980 | 7 150 |
Общая масса, кг | 1 675 | 1 725 |
Масса заряда, кг | 200 | 250 |
Дальность хода, м | 3 700 | |
Скорость хода, уз | 43,5 | |
Глубина хода, м | 3-14 | |
Давление воздуха высокого давления, атм | 180 | |
Мощность двигателя, л.с. | 270 |
Парогазовая торпеда 53-38

- Длина — 7200 мм
- Диаметр корпуса — 533 мм
- Масса — 1615 кг
- Скорость — имелись 3 скоростных режима — 30,5, 34,5 и 44,5 узлов мощность двигателя 112, 160 и 318 л.с. соответственно.
- Дальность хода — 10 000 м на 30,5 узлах, 8000 м на 34,5 узлах, 4000 м на 44,5 узлах
- Вес боевого зарядного отделения — 300 кг тротила
- Тип взрывателя — контактный
Парогазовая торпеда 53-38У
Парогазовая торпеда 53-39

- Длина — 7488 мм
- Диаметр корпуса — 533 мм
- Масса — 1780 кг
- Скорость — имелись 3 скоростных режима — 34, 39 и 51 узел
- Дальность хода — 10 000 м на 34 узлах, 8000 м на 39 узлах, 4000 м на 51 узле
- Вес боевого зарядного отделения — 317 кг ТГА-16
- Тип взрывателя — контактный
Электрическая торпеда ЭТ-80

МИНЫ
ТИПЫ МИН
Якорная подлодочная мина ПЛТ (ПЛТ-Г)

Характеристики якорных мин ПЛТ и ПЛТ-Г:
Характеристики | ПЛТ | ПЛТ-Г |
---|---|---|
Год принятия на вооружение | 1935 | 1943 |
Общий вес, кг | 820 | 820 |
Габариты, мм: длина ширина высота |
1770 860 795 |
|
Вес заряда, кг | 230 | |
Длина минрепа, м | 130 | 260 |
Глубина моря, м: наибольшая наименьшая |
130 14,5 |
260 14,5 |
Углубление, м: наибольшее наименьшее |
9,1 1,2 |
|
Минимальный минный интервал, м | 55 (80 – со старым взрывателем) | |
Точность установки мины на заданное углубление, м | 0,6 | |
Запас плавучести мины, кг | 60 | |
Время прихода мины в боевое положение, мин | 5-15 | |
Наличие противотральных устройств | нет | |
Продолжительность работы прибора срочности | нет | |
Число импульсов (кратность взрывателя) | нет | |
Задержка взрыва, сек | 0,05 | |
Опасна или безопасна мина при всплытии на поверхность | установки «опасно» или «безопасно» | |
Допустимая скорость течения, узлы | до 1,5 | |
Способ установки на заданное углубление | с грунта, гидростатический стопор | |
Принцип действия взрывателя | ударно-механический инерционного действия | |
Наличие клапана потопления | есть | |
Время приготовления мины одной запальной командой, мин: предварительное окончательное |
5 3 |
Плавающая контактная мина ПЛТ-2

Основные характеристики плавающих мин ПЛТ-2:
Общий вес, кг |
765 |
---|---|
Габариты, мм: длина ширина высота |
1770 860 795 |
Вес заряда, кг |
300 |
Длина минрепа, м |
нет |
Глубина моря, м: наибольшая наименьшая |
не ограничена углубление + 3 метра |
Углубление, м: наибольшее наименьшее |
9 3 |
Минимальный минный интервал, м |
50 |
Наибольшая скорость хода при постановке, узлы |
· |
Точность установки мины на заданное углубление, м |
1 |
Запас плавучести мины, кг |
нет |
Время прихода мины в боевое положение, мин |
4 |
Наличие противотральных устройств |
нет |
Продолжительность работы прибора срочности |
нет |
Число импульсов (кратность взрывателя) |
нет |
Задержка взрыва, сек |
0,3 |
Опасна или безопасна мина при всплытии на поверхность |
– |
Допустимая скорость течения, узлы |
до 2 |
Принцип действия взрывателя |
5 гальваноударных колпаков с удлинителями |
Наличие клапана потопления |
нет |
Время приготовления мины одной запальной командой, мин: предварительное окончательное |
– – |
Якорная контактная мина ЭП (ЭП-Г)

Характеристика якорной контактной мины ЭП(ЭП-Г):
Характеристики |
ЭП (ЭП-Г) |
Общий вес, кг |
1050 |
---|---|
Габариты, мм: длина ширина высота |
990 1076 1630 |
Вес заряда, кг |
300 |
Длина минрепа, м |
155 (400) |
Глубина моря, м: наибольшая наименьшая |
155 (400) 25 |
Углубление, м: наибольшее наименьшее |
9,1 1,2 (2,4) |
Минимальный минный интервал, м |
50 |
Наибольшая скорость хода при постановке, узлы |
12 |
Точность установки мины на заданное углубление, м |
0,6 |
Запас плавучести мины, кг |
80 |
Время прихода мины в боевое положение, мин |
2-5 |
Наличие противотральных устройств |
прибор "Чайка" |
Продолжительность работы прибора срочности |
нет |
Число импульсов (кратность взрывателя) |
нет |
Задержка взрыва, сек |
0,3 |
Опасна или безопасна мина при всплытии на поверхность |
установки "опасно" или "безопасно" |
Допустимая скорость течения, узлы |
до 2 |
Принцип действия взрывателя |
5 гальваноударных колпаков с удлинителями |
Наличие клапана потопления |
нет |
Время приготовления мины одной запальной командой, мин: предварительное окончательное |
8 3 |
ПАЛУБНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

• 102-мм орудие Б-2;
• 100-мм орудие Б-24 (Б-24-ПЛ);
• 45-мм полуавтоматическая пушка 21-К.
Характеристики основных артиллерийских установок:
Б-2 | Б-24 (Б-24-ПЛ) | 21-К | |||
---|---|---|---|---|---|
Год принятия на вооружение | 1931 | 1936 | 1934 | ||
Наименование качающейся части | 101,6/45 | 100/51 | 45/46 | ||
Количество стволов | 1 | 1 | 1 | ||
Тип ствола | скреплённый | скреплённый | свободная труба | ||
Полная длина ствола, мм | 4 570 | 5 100 | 2 072,5 | ||
Длина трубы, мм | – | – | 1 975 | ||
Число нарезов | 24 | 32 | 40 | 16 | |
Глубина нарезов, мм | 1,02 | 1,0 | 1,5 | 0,5 | |
Ширина нарезов, мм | 9,14 | 6,6 | 5,3 | 6,5 | |
Ширина полей, мм | 4,09 | 2,55 | 2,5 | ||
Объём каморы, дм3 | 7,56 | 7,98 | 0,5 | ||
Максимальное давление, кг/см2 | 2 480 | 3 100 | 2 650 | ||
Дульная энергия, тм | 508 | 600 | 41 | ||
Живучесть ствола при боевом заряде, выстр. | 800 | 800 | 4 000 | ||
Подача | ручная | ручная | ручная | ||
Выстрел | унитарный | унитарный | унитарный | ||
Тип затвора | клиновой | клиновой | клиновой | ||
Досылка | ручная | ручная | ручная | ||
Углы возвышения, град | -5 – +60 | -5 – +45 | -10 – +85 | ||
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с | 755 | 872 | 760 | ||
Максимальная дальность стрельбы, каб. | 90 | 118,5 | 51,3 | ||
Максимальная досягаемость по высоте, каб. | • | – | 6 000 | ||
Скорострельность, выстр/мин | 6-12 | 12 | 25-30 | ||
Скорость наведения, град/с: горизонтального вертикального |
• • |
5 5 |
18 20 |
||
Количество и тип прицелов | 1 × Б-2 | 1 × ПЛ | 1 × ШБ-1М | ||
Масса, т: качающейся части орудия вращающейся части общая |
3,5 • 6,5 |
3,65 4,71 5,5 |
0,203 0,362 0,507 |
||
Расчёт, чел. | • | 5 | 3 | ||
Подводные лодки, имевшие артустановки на вооружении |
типа «Декабрист» (I серии) типа «Ленинец» (II серии) |
типа «Декабрист» (I серии) типа «Ленинец» (II серии) типа «Правда» (IV серии) типа «С» (IX серии) типа «С» (IX-бис серии) типа «Ленинец» (XI серии) типа «Ленинец» (XIII серии) типа «Ленинец» (XIII-38 серии) типа «К» (XIV серии) |
все подлодки отечественной постройки |
ТИПЫ ПАЛУБНЫХ ОРУДИЙ
102-мм артиллерийская установка Б-2

Основные характеристики артиллерийской установки Б-2:
Год принятия на вооружение | 1931 |
---|---|
Наименование качающейся части | 101,6/45 |
Количество стволов | 1 |
Тип ствола | скреплённый |
Полная длина ствола, мм | 4 570 |
Число нарезов | 24 |
Глубина нарезов, мм | 1,02 |
Ширина нарезов, мм | 9,14 |
Ширина полей, мм | 4,09 |
Объём каморы, дм3 | 7,56 |
Максимальное давление, кг/см2 | 2 480 |
Дульная энергия, тм | 508 |
Живучесть ствола при боевом заряде, выстр. | 800 |
Подача | ручная |
Выстрел | унитарный |
Тип затвора | клиновой |
Досылка | ручная |
Углы возвышения, град | -5 – +60 |
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с | 755 |
Максимальная дальность стрельбы, каб. | 90 |
Скорострельность, выстр/мин | 6-12 |
Количество и тип прицелов | 1 × Б-2 |
Масса, т: качающейся части орудия общая |
3,5 6,5 |
Подводные лодки, имевшие на вооружении артиллерийские установки Б-2 |
типа «Декабрист» (I серии) типа «Ленинец» (II серии) |
Характеристика 101,6/45 унитарных выстрелов:
Наименование снаряда | Фугасный обр. 1915 г. |
Осколочно-фугасный обр. 1915 г. |
Практический (ядро) обр. 1915 г. |
Шрапнель | Дистанционная граната обр. 1915 г. |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Фугасность, кг / % | 2,1 / 11,9 | 1,88 / 10,7 | – | – | 1,4 / 8,3 | |
Вес снаряда, кг | 17,5 | 17,5 | 17,5 | 17,7 | 16,45 | |
Вес патрона, кг | 30 | 30,1 | • | • | 28,75 | |
Наименование заряда | боевой | уменьшенный | боевой | боевой | ||
Вес заряда, кг | 4,8 | 2,2 | 4,8 | 4,8 | ||
Начальная скорость снаряда, м/с | 755 | 548,6 | 751,5 | 775 | ||
Наибольшая досягаемость снаряда, м / каб | 16 470 / 90 | 12 810 / 70 | 11 047 / 60,4 | – |
100-мм артиллерийская установка Б-24 (Б-24-IIс, Б-24-ПЛ)

Основные характеристики артиллерийской установки Б-24-ПЛ:
Год принятия на вооружение | 1936 | |
---|---|---|
Наименование качающейся части | 100/51 | |
Количество стволов | 1 | |
Тип ствола | скреплённый | |
Полная длина ствола, мм | 5 100 | |
Число нарезов | 32 | 40 |
Глубина нарезов, мм | 1,0 | 1,5 |
Ширина нарезов, мм | 6,6 | 5,3 |
Ширина полей, мм | 2,55 | |
Объём каморы, дм3 | 7,98 | |
Максимальное давление, кг/см2 | 3 100 | |
Дульная энергия, тм | 600 | |
Живучесть ствола при боевом заряде, выстр. | 800 | |
Подача | ручная | |
Выстрел | унитарный | |
Тип затвора | клиновой | |
Досылка | ручная | |
Углы возвышения, град | -5 – +45 | |
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с | 872 | |
Максимальная дальность стрельбы, каб. | 118,5 | |
Скорострельность, выстр/мин | 12 | |
Скорость наведения (при 120 об/мин штурвала), град/с: горизонтального вертикального |
5 5 |
|
Количество и тип прицелов | 1 × ПЛ | |
Масса, т: качающейся части орудия вращающейся части общая |
3,65 4,71 5,5 |
|
Расчёт, чел. | 5 | |
Подводные лодки, имевшие на вооружении артиллерийские установки Б-24-ПЛ |
типа «Декабрист» (I серии) типа «Ленинец» (II серии) типа «Правда» (IV серии) типа «С» (IX серии) типа «С» (IX-бис серии) типа «Ленинец» (XI серии) типа «Ленинец» (XIII серии) типа «Ленинец» (XIII-38 серии) типа «К» (XIV серии) |
Характеристика 100/51 унитарных выстрелов:
Наименование снаряда | Фугасный обр. 1928 г. | Дистанционная граната обр. 1928 г. |
Ныряющий | Осветительный беспарашютный |
|
---|---|---|---|---|---|
Фугасность, кг / % | 1,24 / 7,8 | 1,23 / 7,9 | 2,85 / 18,7 | – | |
Вес снаряда, кг | 15,8 | 15,6 | 15 | 16 | |
Вес патрона, кг | 30 | 29,8 | 24,7 | 28,6 | |
Наименование заряда | боевой | уменьшенный | боевой | специальный | специальный |
Вес заряда, кг | 5,3 | 2,5 | 5,3 | 0,53 | 3,7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 872 | 600 | 877 | 208,8 | 646 |
Наибольшая досягаемость снаряда, м / каб | 18 920 / 100 | 14 395 / 78,7 | – | 3 000 / 16,4 | 10 425 / 57 |
76-мм артиллерийская установка Ф-35

45-мм артиллерийская установка 21-К

Основные характеристики артиллерийской установки 21-К:
Год принятия на вооружение | 1934 | |
---|---|---|
Наименование качающейся части | 45/46 | |
Количество стволов | 1 | |
Тип ствола | свободная труба | |
Полная длина ствола, мм | 2 072,5 | |
Длина трубы, мм | 1 975 | |
Число нарезов | 16 | |
Глубина нарезов, мм | 0,5 | |
Ширина нарезов, мм | 6,5 | |
Ширина полей, мм | 2,5 | |
Объём каморы, дм3 | 0,5 | |
Максимальное давление, кг/см2 | 2 650 | |
Дульная энергия, тм | 41 | |
Живучесть ствола при боевом заряде, выстр. | 4 000 | |
Подача | ручная | |
Выстрел | унитарный | |
Тип затвора | клиновой | |
Досылка | ручная | |
Углы возвышения, град | -10 – +85 | |
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с | 760 | |
Максимальная дальность стрельбы, каб. | 51,3 | |
Максимальная досягаемость по высоте, м. | 6 000 | |
Скорострельность, выстр/мин | 25-30 | |
Скорость наведения, град/с: горизонтального вертикального |
18 20 |
|
Количество и тип прицелов | 1 × ШБ-1М | |
Масса, т: качающейся части орудия вращающейся части общая |
0,203 0,362 0,507 |
|
Расчёт, чел. | 3 | |
Подводные лодки, имевшие на вооружении артиллерийские установки 21-К |
все подлодки отечественной постройки |
Характеристика 45/46 унитарных выстрелов:
Наименование снаряда | Осколочно-трассирующий | Осколочно-трассирующий облегчённый | Осколочный | Фугасный | Бронебойно-трассирующий | Ядро |
---|---|---|---|---|---|---|
Фугасность, кг / % | 0,036 / 2,6 | 0,052 / 4,9 | 0,118 / 5,5 | 0,074 / 5,2 | 0,0174 / 1,2 | – |
Вес снаряда, кг | 1,41 | 1,065 | 2,15 | 1,41 | 1,432 | 1,41 |
Вес патрона, кг | 2,32 | 2,09 | 2,89 | 2,68 | 2,34 | 2,32 |
Наименование заряда | боевой | боевой | боевой | боевой | боевой | боевой |
Вес заряда, кг | 0,36 | 0,42 | 0,115 | 0,36 | 0,36 | 0,36 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 760 | 880 | 335 | 760 | 760 | 760 |
Наибольшая досягаемость снаряда, м / каб | 9 178 / 50 | • | 5 322 / 29 | 9 858 / 53,9 | 9 178 / 50 | 9 895 / 54 |
40-мм автоматическая артиллерийская установка "Bofors"
Характеристики 40-мм артиллерийской установки "Bofors":
Длина ствола, кал | 36 |
---|---|
Максимальный угол возвышения, град | 90 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 700 |
Максимальная дальность стрельбы, м по горизонту по высоте |
8 000 4 000 |
Скорострельность, выстр./мин | 120 |
Масса, кг снаряда патрона |
0,9 2 |
37-мм автоматическая зенитная пушка 11-К
Основные характеристики зенитного автомата 11-К:
Наименование качающейся части | 37/45 |
---|---|
Количество стволов | 1 |
Полная длина ствола, клб | 45 |
Длина нарезной части ствола, клб | 38 |
Число нарезов | 12 |
Длина каморы, мм | 148 |
Давление в канале ствола (по результатам испытаний), кг/см2 | 2 550 |
Питание | ленточное (по 25 патр. в ленте) |
Выстрел | унитарный |
Досылка | автоматическая |
Углы возвышения, град | -10 – +85 |
Начальная скорость снаряда (по результатам испытаний), м/с | 686 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 8 000 |
Скорострельность, выстр/мин | 100 |
Масса (на тумбовой установке), т | 0,9 |
Характеристика 37/45 унитарных патронов:
Наименование снаряда | Граната | Граната с дистанционной трубкой Мельницкого |
---|---|---|
Вес снаряда, кг | 0,76 | 0,806 |
Вес заряда, кг | 0,125 | 0,125 (ПКО) |
Начальная скорость снаряда, м/с | 720 | 690 |
Дальность, м | 8 000 | 5 447 |
Угол, град | 45 | 25 |
Потолок, м | 5 300 | – |