С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена

Разговоры на разные темы.

Автор темы
Ivan Moreman
« Капеллан »
« Капеллан »
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 06 сен 2014, 17:43
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 12 раз

С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена

Непрочитанное сообщение Ivan Moreman » 18 май 2018, 08:58

С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - bSQljqKC41E.jpg
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - bSQljqKC41E.jpg (50.31 КБ) 151 просмотр
«Эмблема с немецкой подводной лодки, входившей в состав «крестоносного» дивизиона. Лодка потоплена лётчиками черноморского флота в порту Констанца в августе 1944 года», – такое описание можно прочесть на табличке, лежащей под стеклом рядом с экспонатом музея Черноморского флота в Севастополе. Речь идёт о большом Железном кресте с буквой «W» и датой «1914», который является увеличенной копией немецкого ордена времён кайзеровской Германии. Лишь очень немногие посетители музея знают, что перед ними не просто символ победы над нацизмом, но и одна из святынь немецкого флота, впитавшая в себя соль трёх морей. Началась же эта история ещё в Первую мировую, когда командир маленькой субмарины Отто Веддиген один за одним отправил на дно три британских крейсера, наглядно продемонстрировав возможности подводных лодок.
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - 2-3f2468ba79890c77d7ae07f3bec070b7.jpg
В немецком флоте было две субмарины с номером U 9, воевавших в Первую и Вторую мировые войны соответственно. Обе они достигли выдающихся успехов, обе заслужили право носить на рубке знак Железного креста как особое отличие. На фото, сделанном в военно-историческом музее Черноморского флота в Севастополе, запечатлена эмблема U 9, воевавшей во Вторую мировую и потопленной советской авиацией в августе 1944 года

Первая эмблема, которая украсила рубку немецкой лодки, появилась благодаря кайзеру Вильгельму II, который 24 октября 1914 года пожаловал командиру подлодки U 9 капитан-лейтенанту Отто Веддигену (Otto Eduard Weddigen) высшую награду Королевства Пруссия и, соответственно, одну из высших всей германской империи – орден «Pour le Mérite». Кроме того, кайзер позволил подводной лодке U 9 в качестве персональной эмблемы нести на рубке «Железный крест» в знак особых заслуг этого корабля: 24 сентября 1914 года Веддиген был награждён Железным крестом сразу обеих степеней за потопление трёх британских крейсеров 22 сентября 1914 года. Такое награждение было большой редкостью и являлось очень почётным – до Веддингена за время существования империи Гогенцоллернов только два моряка получили обе степени сразу – в 1900 году корветтен-капитан Вильгельм фон Ланс (Wilhelm von Lans) и в 1902 году капитан цур зее Гвидо фон Узедом (Guido von Usedom).

Предвоенные годы — подводник на хорошем счету

U 9 была построена на «Кайзеровской Верфи» (Kaiserliche Werft) в Данциге и вступила в строй германского флота 18 апреля 1910 года. Лодка относилась к типу «U 9» из серии субмарин, оснащённых двигателями Кертинга, и обладала следующими характеристиками:

- водоизмещение (надводное/подводное), тонн – 493/611
- силовая установка – двигатели Кертинга 2×300 и 2×250 л.с., электродвигатели 2×580 л.с.
- скорость (надводная/подводная), узлов – 14,2/8,1
- длина корпуса 57,90 м
- ширина корпуса 6,00 м
- осадка 3,10 м
- четыре торпедных аппарата (два носовых, два кормовых), шесть 450-мм торпед
- экипаж 29 человек

С 1 октября 1911 года лодкой командовал Отто Веддиген, которому 25 апреля 1912 года было присвоено звание капитан-лейтенанта. Он служил на подлодках с 1908 года, командовал ранее подводными лодками U 4, U 3, U 5 и был одним из лучших офицеров молодого подплава Германии. Под командованием Веддигена U 9 отрабатывала тактические упражнения и маневрирование в Балтийском море. 14 октября 1912 года на ней произошёл взрыв, за которым последовал пожар в двигательном отсеке, вследствие чего лодка находилась в ремонте до 17 февраля 1913 года. К этому моменту U 9 была включена в первую полуфлотилию подводных лодок, базировавшуюся на Гельголанде.
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - 01-0b6497fbc2f76b3474333c173ce3c812.jpg
Легендарный подводник капитан-лейтенант Отто Эдуард Веддиген, 1882–1915

Спустя несколько месяцев Веддигену удалось отличиться на манёврах. Вот как об этом вспоминал его вахтенный офицер Йоханнес Шписс (Johannes Spieß):

«U 9 особенно отличилась в тогдашних учебных манёврах. Например, 21 мая 1913 года нам удалось выпустить четыре торпеды (две с носа и две с кормы) и одним залпом выбить из строя три линейных корабля – «Фридрих дер Гроссе» [SMS Friedrich der Grosse], «Остфрисланд» [SMS Ostfriesland] и «Тюринген» [SMS Thüringen], но эта учебная атака, обратившая на себя внимание высшего начальства, чуть было не обошлась нам очень дорого. Дело в том, что перед самым началом атаки наша эскадра изменила курс, о чём мы не знали, и ближайшая к нам лодка, находившаяся на поверхности, чуть не протаранила нас».

Во второй половине 1913 года лодка Веддигена проводила много времени в море вместе со своей флотилией. Субмарины занимались учебными манёврами в проливе Каттегат и вблизи острова Гельголанд. В декабре U 9 в первый раз попала в шторм и развеяла ранее бытовавшие сомнения в том, сможет ли подводная лодка выдержать штормовую погоду.
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - 4302729.jpg
Открытка с изображением U 9

Подлодка Веддигена была на хорошем счету, поэтому она чаще всего посылалась на манёвры и учебные плавания. 30 января 1914 года на ней совершил первое подводное плавание командующий флотилией корветтен-капитан Герман Бауэр (Hermann Bauer) – в скором будущем командующий подводными силами Германии в Первой мировой войне.

Капитан-лейтенант Веддиген был специалистом торпедного дела, поэтому неудивительно, что на манёврах 16 июля 1914 года командующий флотилией выбрал именно его лодку для особого задания. В тот день Веддигену было поручено совершить учебную торпедную атаку малого крейсера «Гамбург». U 9 справилась с поставленной задачей, став первой в мире лодкой, которая провела стрельбу с перезарядкой торпедных аппаратов под водой. Стоит отметить, что именно эта практика с лихвой окупилась буквально два месяца спустя, принеся U 9 и её командиру мировую славу и место в морской истории.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево накалило политическую обстановку в Европе, поставив её страны на грань войны. 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, и в тот же день подводники на U 9 впервые установили боевые взрыватели на торпеды и сняли со всех торпед учебные предохранители. К августу 1914 года у Германии было приблизительно два десятка боевых субмарин, часть из которых базировалась на Гельголанде, бывшем форпостом немецкого флота.
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - 9-b19ea1009ac2e6d57f84b0d82812f626.jpg
Легендарная подлодка U 9 в Киле. На фото хороши видны крышки кормовых торпедных аппаратов, из которых был потоплен крейсер «Кресси»

Как только начались боевые действия с Россией, командующий подводными силами Бауэр развернул свои лодки в Северном море на случай, если Англия всё-таки поддержит Антанту и станет противником Германии. В тот вечер на мостике U 9 Веддиген сказал Шписсу: «Шписс, смотрите, какое красное небо. Как будто весь мир купается в крови. Попомните мои слова – Англия объявит нам войну». Слова командира U 9 оказались пророческими – после невозможности разрешить ситуацию политическим путём Великобритания объявила войну Германии и направила войска на помощь Франции.

Звёздный час Отто Веддигена

6 августа энергичный Бауэр послал свои подлодки для нападения на британский флот у Скапа-Флоу. Это был смелый план, согласно которому 10 субмарин, включая U 9, должны были широким строем фронта следовать к линии Норвегия – Оркнейские острова для поиска неприятеля. До этого момента подводные лодки никогда не предпринимали таких дальних походов, и первое боевое крейсерство закончилось неудачей. 8 августа лодка Веддигена была вынуждена повернуть обратно из-за неисправностей двигательной установки. Оставшиеся девять лодок продолжили поход, но ничего не добились. 12 августа на Гельголанд вернулись лишь семь из них: U 13 пропала без вести, а U 15 разрубил надвое форштевень британского крейсера «Бирмингем» (HMS Birmingham).
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - abukir-57959b939a2cf95b03c89bc474080062.jpg
Английский броненосный крейсер «Абукир» — первая жертва Отто Веддигена утром 22 сентября 1914 года

Первая кровь в подводной войне пролилась, и она была немецкой, но ответ не заставил себя ждать. 5 сентября в 16:45 подлодка U 21 обер-лейтенанта цур зее Отто Херзинга (Otto Hersing) торпедировала и потопила британский крейсер «Патфайндер» (HMS Pathfinder) у берегов залива Ферт-оф-Форт. Спустя же две недели Великобритания испытала настоящий шок от потери сразу трёх броненосных крейсеров, виной чему вновь была немецкая подлодка. Вот как описывают случившееся британские историки Р. Гибсон и М. Преднергаст в своём труде о подводной войне:

«Следующий удар был нанесён в южных водах с ошеломляющей силой. Со времени переброски в августе во Францию Экспедиционного корпуса в районе, известном под названием «Броуд-Фортинз» (Brood Fourteens), к югу от Доггер-банки (Dogger Bank), находился дозор, состоявший из старых броненосных крейсеров (7-я эскадра), имевший задачу прикрывать Дуврский патруль и оказывать поддержку флотилиям Гарвичского отряда (Harwich Force flotillas). Эта эскадра, прозванная в шутку «эскадрой живой приманки» («Live Bait Squadron»), слишком быстро оправдала своё зловещее прозвище. Как будто сама природа была в заговоре с атакующими, так как погода вечером 17 сентября заставила эскадренные миноносцы искать убежища в порту. Только после полуночи на 22 сентября коммодор Тируитт оказался в состоянии выйти в море из Гарвича (Harwich), чтобы образовать противолодочную завесу. В периоды свежей погоды эти большие крейсера несли дозор без какой бы то ни было охраны из эскадренных миноносцев. Опасностью от подводных лодок считали возможным пренебречь ввиду короткой крутой волны, разведённой штормом; кроме того, предполагали, что германские лодки находятся значительно севернее, у норвежского побережья. Согласно существовавшим распоряжениям, три крейсера – «Абукир» (HMS Aboukir), «Кресси» (HMS Cressy) и «Хог» (HMS Hogue) – шли в линии фронта на двухмильных интервалах друг от друга, курсом N, ходом около 10 узлов. На рассвете 22 сентября стихло и было ясно; у Шевенингских банок (Scheveningen) была большая зыбь. Около 7 часов 30 минут совершенно неожиданно мощный взрыв потряс «Абукир». Корабль сразу накренился и через 25 минут перевернулся, оставив большую часть своей команды барахтающейся в воде.
Считая, что причиной катастрофы являются мины заграждения, «Хог» приблизился для оказания помощи погибавшему кораблю и в свою очередь был подорван двумя торпедами. Через 5 минут его палуба покрылась водой, а ещё через 5 минут крейсер совершенно погрузился. Точно так же подошёл «Кресси» для спасения оставшихся в живых людей, тоже получил попадание двумя торпедами и через 1/4 часа затонул.
В последнем случае потери в людях были особенно велики, так как шлюпки «Кресси» были спущены на воду и всецело заняты подбиранием людей, оставшихся в воде после гибели двух других крейсеров. Только благодаря самоотверженной помощи двух голландских пароходов и нескольких лоустофтских [из близлежащего городка Лоустофт] траулеров, пренебрегших опасностью от предполагаемых мин заграждения, около 837 офицеров и матросов было спасено.
Несмотря на все старания спасти всех людей, эта трагедия стоила стране жизней 62 офицеров и 1073 матросов, многие из которых были призванными из запаса и гардемаринами. Таким ужасным образом обнаружилась подводная опасность в водах метрополии, причём потопление трёх кораблей было делом всего одной малой лодки U-9 под командой Отто Веддигена».


Стоит посмотреть на гибель трёх крейсеров с немецкой стороны – так сказать, в перископ U 9, с помощью воспоминаний очевидца этих событий Йоханнеса Шписса. Веддиген вышел в море 20 сентября, имея приказ прорваться через Дуврский пролив и осуществлять нападения на военные корабли и транспорты для препятствования перевозке английских войск в Бельгию. Рано утром 22 сентября он встретил упомянутые три крейсера у плавучего маяка Маас в крайне выгодном положении для их атаки. Корабли были обнаружены первым вахтофицером Шписсом, который немедленно вызвал командира на мостик. Поднявшись наверх, Веддиген приказал погружаться, чтобы атаковать под перископом. Лодка начала сближение с целями, которые были опознаны как четырёхтрубные британские крейсера. Экипаж U 9 горел желанием отомстить за гибель U 15.
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - kressi-29269e833fe2581341abe3f301e7e778.jpg
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - hog-3b3f7da7b913ed6342ab491cecb868cf.jpg
Английские броненосные крейсера «Кресси» (вверху) и «Хог» (внизу). Из шести построенных в 1898–1904 гг. кораблей типа «Кресси» (головной корабль серии) ровно половина была потеряна в течение буквально одного часа!

Веддиген избрал первой жертвой своих торпед крейсер «Абукир», идущий в середине строя. В 07:20 торпедный аппарат №1 был подготовлен к стрельбе, и спустя короткое время из него была выпущена торпеда с расстояния 500 метров. Через 31 секунду на лодке услышали глухой взрыв. Веддиген поднял перископ, чтобы рассмотреть, что происходит на поверхности. Как пишет Шписс: «Мне только один раз удалось взглянуть на него в перископ: его корма ушла глубоко под воду, из четырёх труб валил густой пар, таран же ещё выглядывал из воды. Спускали спасательные шлюпки». Это был крейсер «Абукир».

Торпедный аппарат перезарядили, и в 07:55 Веддиген произвёл залп двумя торпедами по второму крейсеру, а затем, убрав перископ, приказал дать задний ход, так как расстояние до противника сократилось до 300 метров. Обе торпеды поразили крейсер «Хог», который также затонул. Теперь на очереди был третий крейсер, но в это время инженер-механик доложил, что батарея почти разряжена, и вскоре станет необходимо немедленно всплывать. Однако, несмотря ни на что, Веддиген продолжил атаку. В 08:20 кормовые аппараты U 9 разрядились двумя торпедами, одна из которых поразила цель. Но третий крейсер, «Кресси», получив торпедное попадание, тонуть не собирался, так как на нём были закрыты все люки и водонепроницаемые переборки, поэтому Веддигену пришлось потратить на него и последнюю торпеду, которая добила «подранка». По словам Шписса, это было ужасное зрелище:
«В 8 час. 35 мин. торпеда была выпущена и разорвалась у носовой части крейсера «Кресси»: чёрная туча взвилась кверху, а на её месте забил гигантский белый фонтан. Попадание было удачное. На наших глазах жизнь сотен людей превратилась в трагедию. Гигант медленно, всеми своими четырьмя трубами стал ложиться на левый борт, и люди, как муравьи, рассыпались по нему; сначала сгрудились на правом борту, а потом переползли на плоский киль, пока волна не смыла их. Тяжёлая картина для моряка!..»

В 08:50 U 9 всплыла на поверхность и взяла курс на базу, куда благополучно прибыла на следующий день. На Гельголанде экипаж лодки ждала торжественная встреча и награды – как уже говорилось, Веддиген получил Железный крест сразу II и I класса, остальной экипаж – кресты II класса.
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - 7-c19762bb45ec9969c4ffcaf3eec1d33f.jpg
Моряки экипажа U 9 после возвращения из сделавшего их знаменитыми похода. Все моряки с Железным крестом II класса, а командир лодки капитан-лейтенант Отто Веддиген получил сразу две степени этого ордена

По приходу на базу лодка была отправлена на верфь для ремонта. После его окончания произошёл знаковый эпизод в судьбе U 9, который вписал её в историю немецкого флота как подлодку №1 на все времена. Вот что писал Йоханнес Шписс: «Тем временем ремонт U 9 на верфи приближался к концу. По обеим сторонам нашей рубки появились изображения железного креста, которые впоследствии были сделаны из листового железа и привинчены к башне U 9. Один из них я сохранил у себя на память. Итак, мы были вполне готовы к выходу в море». С тех пор железный крест на рубке всегда будет присутствовать на подлодках с тактическим №9 как напоминание о событиях 22 сентября 1914 года.

13 октября Веддиген вновь вышел в море, заряженный на новые свершения. В этот раз лодка получила задание провести разведку между Оркнейскими островами и Норвегией и, по возможности, атаковать Гранд Флит на его якорной стоянке. Спустя двое суток, 15 сентября, U 9 обнаружила 10-ю бригаду бронепалубных крейсеров – однотипные «Хоук» (HMS Hawke), «Тизиус» (HMS Theseus), «Эндимион» (HMS Endymion), и каждый матрос на подлодке Веддигена ждал повторения прежнего успеха. Однако не тут-то было:

«Теперь англичане использовали полученный урок. Крейсеры типа «Эдгар» держались вдалеке друг от друга, постоянно изменяли курс, меняли скорость, иногда следуя 7-узловым ходом, иногда увеличивая его до 14 узлов. Атака таких целей была неизмеримо более трудной, так как условия сближения и атаки менялись каждую минуту. Такова была тактика уклонения от атак подводных лодок, предпринятая англичанами после гибели трёх крейсеров. Поэтому у U-9 ничего не вышло. Часами она выслеживала крейсеры, стараясь выйти на нужную дистанцию. Наконец, Веддиген и Шписс потеряли терпение и ушли на глубину».

Но всё же фортуна в тот день благоволила Веддигену. Ему удалось торпедировать и потопить крейсер «Хоук», который перед этим застопорил ход для приёма почты с «Эндимиона», а затем пошёл своим курсом, имея на момент попадания торпеды скорость 12–13 узлов. «Хоук» сразу получил крен, перевернулся и затонул в течение 8 минут, унеся с собой 526 человек экипажа. Но на U 9 этого не увидели. Как вспоминает Шписс, торпеда была выпущена в 11:53 с расстояния в 400 метров, и лодка, потеряв от взрыва управление, ушла с перископной глубины. Когда спустя 8 минут перископ вновь был поднят, то крейсер уже был под водой. Остальные корабли скрылись из виду. Впрочем, спустя час они снова были атакованы, но «Тезеусу» удалось уклониться от торпеды, выпущенной c U 17.
С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена - hauk-34efa28aab890144a89e6335bd743c19.jpg
Британский бронепалубный крейсер «Хаук» до своей гибели успел прославиться столкновением в 1911 году с систершипом знаменитого «Титаника» — океанским лайнером «Олимпик»

После этого успеха Веддиген продолжил выполнение задания и совершил неудачную попытку проникнуть в Скапа-Флоу. У входа на стоянку он атаковал английские миноносцы, но так увлекся, что сам был обнаружен и чуть было не протаранен одним из них. 23 октября U 9 вернулась на базу под громкие крики «Ура!». Два похода Веддигена стоили англичанам потери трёх броненосных крейсеров в 12 000 тонн каждый, одного бронепалубного крейсера в 7350 тонн водоизмещения и 1990 погибших моряков. Это был потрясающий успех, и 24 октября 1914 года кайзер Вильгельм II наградил командира U 9 орденом «Pour le Mérite» – Веддиген стал первым подводником, удостоенным столь высокой награды.

Быстрый восход, быстрый закат…

Больше на U 9 Веддиген в море не выходил. В качестве командира на мостике его сменил Йоханнес Шписс, так как подводный ас был вынужден пройти лечение травмированной ноги (растяжение связок на ступне). В феврале 1915 года Отто Веддиген получил под свою руку новую лодку U 29, на которой в первых числах марта вышел в Дуврский пролив для действий против вражеского торгового судоходства на западных подходах к Англии, между Ирландией и Бретанью. Установлено, что за короткий период своего похода, с 11 по 14 марта, Веддиген потопил там четыре судна общим тоннажем 12 934 тонн и повредил ещё два. Однако на базу U 29 так и не вернулась.

Немецкий историк А. Гайер, ссылаясь на адмирала Джеллико, пишет по этому поводу в своей работе следующее:
«Об участи, постигшей U-29, строились всевозможные догадки: между прочим, предполагали злоупотребление неприятелем нейтральным флагом. Затем появилось известие, гласившее, что U-29 погибла при атаке английского флота. Наконец, адмирал Джеллико в своей книге «Гранд-Флит в войне 1914–1918 гг.» приподнял завесу над судьбой лодки. По предположению английского адмирала, Веддиген решил возвращаться обратно не через Канал, а обогнув Англию с севера, и 18 марта между мысом Питер-Хэд и Норвегией встретил английский флот. Вот что пишет Джеллико об атаке U-29: «Сначала последовала атака со стороны Веддигена на 1-ю эскадру английских линейных кораблей, шедшую зигзагообразными курсами со скоростью 15 узлов. Торпеда прошла в непосредственной близости за кормой линкора «Нептун». Командующий английским флотом приказал немедленно изменить курс на 12° вправо и увеличить ход до 17 узлов, чтобы выйти из района действия подводной лодки. Несколько южнее в это время проходила 4-я эскадра линейных кораблей курсом на Ферт-оф-Морей; она не последовала движению флагмана и тем самым приблизилась к позиции лодки. Линкор «Дредноут» увидел перископ лодки слева по носу и, дав полный ход, повернул на неё. Таранный удар удался, U-29 на несколько мгновений показалась над поверхностью, имея большой дифферент на корму, так что удалось прочесть надпись на носу, и затем быстро погрузилась».

Читать далее

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение