Золотая подкова Отто Кречмера

Разговоры на разные темы.

Автор темы
Ivan Moreman
« Капеллан »
« Капеллан »
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 06 сен 2014, 17:43
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 12 раз

Золотая подкова Отто Кречмера

Непрочитанное сообщение Ivan Moreman » 11 апр 2018, 20:38

«Потеря U 99 и пленение её командира, который, согласно заявлениям немцев, потопил значительно больше британского тоннажа, чем любой другой командир немецкой лодки, является серьёзным ударом по немецким пропаганде и боевому духу», – так разведотдел британского Адмиралтейства охарактеризовал победу над Отто Кречмером 17 марта 1941 года. Кречмер был известен как «король тоннажа» с официальным счётом водоизмещения потопленных судов в 338 000 брутто-регистровых тонн (брт). Послевоенная ревизия успехов немецких подводников снизила результаты Кречмера до 255 394 брт потопленных и 53 478 брт повреждённых судов, а также одного судна на 2 136 брт, захваченного как приз, но и такие успехи остались непревзойдёнными. Дорогу к ним Кречмер начал в июне 1940 года, совершив на новой лодке U 99 с прибитой к рубке в качестве талисмана подковой свой первый поход в Атлантику.
Золотая подкова Отто Кречмера - 9-ba104a2cd3fe55b8d4e813c26ecd95fc.jpg

Первый блин комом

18 апреля 1940 года в Киле в строй кригсмарине вступила U 99 – новенькая «семёрка» типа VIIB, командиром которой был назначен капитан-лейтенант Отто Кречмер (Otto Kretschmer), уже успевший добиться определенных успехов как командир малой лодки U 23. Десятинедельный курс тренировок и испытаний не выявил у U 99 изъянов, и она была признана годной для использования в боевых действиях. Приняв на базе торпеды, топливо и провизию, вечером 18 июня 1940 года U 99 вышла из Киля в первый боевой поход. Спустя двое суток штаб подводных сил получил сообщение от Кречмера с запросом о заходе в Норвегию, чтобы высадить старшину-дизелиста, которого скрутил приступ ревматизма. Дёниц дал «добро» на заход в Берген, но ни командующий, ни экипаж U 99 не могли предположить, чем все это обернётся.
Золотая подкова Отто Кречмера - 1.jpg
Поплавковый гидросамолет «Арадо» Ar 196 – основной тип бортовых разведчиков на борту кораблей кригсмарине. Этот самолет запечатлён на борту крейсера «Адмирал Хиппер» (http://hmhsbritannic.ucoz.ru)

20 июня 1940 года для перехода из Тронхейма в Киль в море в сопровождении эсминцев вышел линкор «Шарнхорст» (Scharnhorst). Так вышло, что U 99, направлявшаяся в Берген, оказалась в районе движения корабельной группы. В 16:23 21 июня она была замечена и атакована корабельным самолётом-разведчиком с «Шарнхорста» «Арадо» Ar 196, который принял её за британскую субмарину. Он метко положил бомбы рядом с погружавшейся U 99, взрывы которых вывели из строя перископ и нанесли лодке ряд других повреждений.

После случившегося лодка уже не имела другого выбора, как идти в Берген. Утром 22 июня Кречмер высадил там больного подводника, но задерживаться в Норвегии не стал, решив возвращаться в Германию. Как оказалось, это было рискованное решение: в течение следующего дня лодка дважды становилась целью для британских самолётов. Но все обошлось благополучно, и днём 24 июня U 99 сначала достигла острова Гельголанд, а рано утром следующего дня пришла в гавань Вильгельмсхафена.

Люфтваффе против кригсмарине

Ремонт занял двое суток. Рано утром 27 июня Кречмер вышел в бухту Ядебузен для послеремонтных испытаний. Была обнаружена неисправность левого дизеля, которую устранили силами экипажа. Закончив ремонт к вечеру, Кречмер встретился с кораблями эскорта, которые сопроводили его до прохода в минных полях. U 99 вышла в открытое море, взяв курс на пролив Фэр-Айл для выхода в Атлантику, но Северное море не отпустило лодку без сюрприза.

Рано утром 29 июня к востоку от Абердина U 99 чуть было снова не стала жертвой атаки немецкого самолёта. Кречмер, кипя от злости, сделал в журнале боевых действий следующую запись:
«Погрузились от самолёта с немецкими опознавательными знаками, зашедшего со стороны солнца, пеленг 30°. В это время верхняя вахта как раз покидала мостик, поэтому на вызов [самолёта] уже было невозможно ответить. Три неудачно сброшенных бомбы взорвались, когда лодка была на 14,5 метрах при дифференте 15° на нос, т.е. когда корма всё ещё была над водой. Повреждения (кроме стекла и фарфора): вводы кормовой антенны пропускают воду, верхний изолятор треснул, кормовая антенна неработоспособна. Повреждён баллон со сжатым воздухом «Тритон». Электрический привод кормовых горизонтальных рулей вскоре починен. Атака произошла на действительном маршруте выхода и возвращения немецких подлодок, а также в 43 милях от их ближайшей зоны патрулирования, и поэтому не может быть отнесена к навигационной ошибке самолёта».

Пролежав на дне пять часов, U 99 всплыла на поверхность. Кречмер отправил Дёницу сообщение о случившемся, ехидно отметив в журнале, что последний сможет утихомирить пыл люфтваффе, которые после этого перестанут вредить своим же подлодкам. После этого U 99 вышла в Атлантику, пройдя в полночь проливом Фэр-Айл. Этот отрезок пути она проделала на одном дизеле, пока инженер-механик с подчинёнными занимался ремонтом второго.
Золотая подкова Отто Кречмера - 2.jpg
Лодка U 99, сфотографированная 18 апреля 1940 года в Киле – в день принятия её в строй кригсмарине и поднятия на ней военно-морского флага. Второй справа в нижнем ряду командир лодки Отто Кречмер, пятый слева в нижнем ряду инженер-механик Готтфрид Шрёдер, шестой слева в нижнем ряду первый вахтофицер Клаус Баргстен, седьмой слева в нижнем ряду второй вахтофицер Хорст Эльфе (http://www.coburgbrokers.com)

На следующий день в поле зрения немцев попал английский сторожевик, который, вероятно, тоже заметил лодку. Погода была настолько плохая, что о какой-либо атаке не могло быть и речи. Чтобы не дразнить противника, Кречмер погрузился. Последующие двое суток прошли спокойно: U 99 прошла подходы к Северному проливу и начала огибать Ирландию с запада, не встретив никаких целей. Утром 3 июля Кречмер добрался до района Западных подходов, заняв позицию к юго-западу от Ирландии. Он ожидал встретить в этом месте оживлённое судоходство противника, о котором четырьмя днями ранее доложила U 47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (Günther Prien).

«Первая кровь»

5 июля в 09:25 на горизонте был замечен дым парохода. Кречмер начал преследование и спустя два часа, заняв удобную позицию для стрельбы, погрузился. В 12:57 U 99 произвела свой первый торпедный выстрел, который оказался неудачным: преждевременно сработал взрыватель торпеды, установленный на бесконтактный режим. Тем не менее, взрыв произошёл недалеко от цели, и пароход получил повреждения. Спустя 20 минут U 99 всплыла для обстрела парохода, который передавал в эфир свои координаты и название.
После того, как судно остановилось и спустило шлюпки, Кречмер погрузился, и в 13:52 выпустил вторую торпеду, которая разломила пароход пополам. В 14:20 лодка всплыла и подошла к шлюпкам для опроса спасшихся. Немцы узнали, что потопили канадское судно «Магог» (Magog) на 2053 брт, следовавшее из Канады в Англию с грузом леса. Оно входило в состав конвоя НХ-52, но отстало от ордера. Выдав канадцам бутылку бренди и указав курс до суши, Кречмер ушёл с места атаки, предварительно дав три выстрела из пушки по носовой части судна, которая всё ещё держалась на плаву.
Золотая подкова Отто Кречмера - 3.jpg
Канадское судно «Магог» – первая жертва U 99 (http://www.wrecksite.eu)

После полудня был замечен ещё один пароход. Погрузившись, лодка подготовилась к стрельбе, но из-за неполадки системы управления торпедной стрельбой произошла задержка пуска, и торпеда прошла мимо цели. U 99 всплыла, чтобы атаковать палубной артиллерией, но противник неожиданно дал сдачи, вынудив Кречмера выйти из боя:
«Всплыл для артиллерийского боя. Пароход отвечал из двух орудий. Дистанция 8000 м, сокращалась до 7000 м. Наши снаряды падают хорошо, несмотря на сильное волнение. У неприятеля сначала недолёты, потом накрытия. Его стрельба медленна. Падения в 100–200 метрах от лодки. Затем отвернул и оторвался. Пароход «Манисто» компании «Элдерс и Файффс».

Воображаемая ловушка

После боя U 99 два раза уклонялась погружением от английского самолёта. К вечеру немцы вновь заметили его, а также дым на горизонте, который принадлежал неизвестному судну. Понаблюдав за обоими, Кречмер пришёл к выводу, что самолёт и пароход действуют в паре. Последний он опознал как вспомогательное судно британских ВМС «Астрономер» (HMS Astronomer, 8401 брт) и счёл, что оно играет роль ловушки для подлодок. Командир U 99 ошибся: «Астрономер» уже месяц как был потоплен лодкой U 58, а перед его глазами был шведский пароход «Биссен» (Bissen) на 1514 брт, зафрахтованный англичанами для перевозки целлюлозы.

В 21:51 U 99 погрузилась для атаки. Кречмер рассчитывал потратить на цель две торпеды, так как судно-ловушка могло легко выдержать одно попадание и не затонуть. В 23:12 лодка с расстояния 600 метров выпустила первую торпеду. Раздался сильный взрыв, и пароход быстро затонул. Озадаченный Кречмер признал свою ошибку – цель не была ловушкой! Внезапно последовал доклад акустика о шумах винтов эсминца на расстоянии 1000 метров. Противник вёл поиск «Асдиком», но бомбометания не производил – это был эсминец «Броук» (HMS Broke), который занимался подбором шведского экипажа.
Золотая подкова Отто Кречмера - 4.jpg
U 99 на Балтике (https://www.u-historia.com)

8 июля в 02:56 лодка наконец заметила долгожданный конвой и начала его преследование. Это был НХ-53, следовавший из Галифакса в Ливерпуль. Кречмер обогнал его и занял позицию впереди, по курсу конвоя, но атаку осложняли зигзаг судов, эсминцы эскорта и появившийся самолёт. В 06:06 лодка погрузилась и начала предзалповое маневрирование на высокой скорости, что привело к истощению её батарей. Однако Кречмеру удалось занять позицию перед левой колонной конвоя между судами и эсминцем эскорта.


Читаь далее


rowan
« Боцман »
« Боцман »
Сообщения: 150
Зарегистрирован: 24 окт 2014, 20:17
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 11 раз

Золотая подкова Отто Кречмера

Непрочитанное сообщение rowan » 22 апр 2018, 18:15

К. Блэйр эпизоду с заболевшим подводником особого внимания не уделил. А Теренс Робертсон в своей книге о Кречмере указал, что заболевшим подводником был инженер-механик. И не просто заболел, а "закосил" с больной спиной. Кречмер без сожаления заменил главного механика и в дальнейшем ни разу не пожалел о замене. Так это или нет не берусь утверждать - кто есть Клэй Блэйр и кто есть Теренс Робертсон ( у Робертсона эти пресловутые подковы "приклеились" к якорям U-99, когда она их поднимала и, якобы, тут уж у Кречмера не оставалось варианта в выборе талисмана. Может так и было, но вот только я в эти "чудеса" не верю.) Раньше был замечательный сайт uboatwaffe (точное название не помню), так на нем можно было навести справки о любой лодке и о том, кто на ней служил, с какого и по какое число, в какой должности, куда был переведен, дальнейшая его судьба .. Вот там бы так точно можно было выяснить кого из экипажа Кречмер поменял летом 1940 г. Но автор сайта скончался ... У кого-то есть точные данные, с именами по этому эпизоду? Я не могу с уверенностью утверждать, давненько это было, но когда я просматривал списки экипажа U-99, то, вроде бы, все таки, меняли главного механика...

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение